МБОУ «Нижнегорская средняя общеобразовательная школа № 2»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнегорская средняя общеобразовательная школа № 2» Нижнегорского района Республики Крым
О музее
Музей имеет профиль этнографический. Наш школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных материалов по истории культуры и быта крымскотатарского народа. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Рассказывая о самом музее, нужно отметить, что история его создания берет свое начало с 2002 года. Одним из инициаторов музея были Гафаров Экрем Абселямович, учителя, учащиеся, родители.
Руководитель:
Формирование у учащихся: гражданско-патриотических качеств, национального самосознания, качеств толерантной личности. Воспитание познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Овладение учащимися практических навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности.
Формирование у воспитанников и обучающихся знаний и умений в области традиционной культуры. Приобщение к истории быта, традициям и обычаям крымскотатарского народа. Формирование целостного мировоззрения, основ духовного, нравственного, научно-практического опыта учащихся. Повышение уровня мотивации к обучению.
Подлинные экспонаты, хранящиеся в фондах музея, имеют историко-культурную ценность и подлежат учету в установленном порядке.
Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
Школьный крымскотатарский этнографический музей является результатом поисково-собирательской деятельности учащихся, педагогов, родителей и общественности.
Количество экспонатов основного фонда 278
Количество экспонатов вспомогательного фонда 30
Тематика экспозиций:
· депортация (фотоматериалы);
· декоративно-прикладное искусство крымских татар;
· возрождение крымскотатарской культуры;
· коллекция старинных банкнот и монет, книг, журналов.
На базе музея создан кружок "Юный этнограф".
Самыми ценными экспонатами являются вышивки, ярко отражающие культурное наследие самобытности, орнамент которых показывает многослойность истории крымскотатарского народа. Искусство вышивки сохраняет богатейший опыт создания различных по характеру образов, присущих тому или иному региону.
Особенным экземпляром является кукла, сброшенная с поезда станции Сейтлер русской девочке в день депортации 18 мая 1944г.
Экспозиции:
Депортация
Этот раздел экспозиции состоит из фотоматериалов, вещей, которые смогли взять с собой и сохранить во время депортации 1944 года: кувшины, Караны, турка и др.
Известно, что в Крыму, вплоть до начала ХХ века использовалась медно-чеканная посуда. Она была разнообразной по своим формам и назначению. Широко употребляемая ремесленниками красная медь – «бакъыр» шла на изготовление кухонной утвари, предметов сервировки стола, осветительных приборов, банных принадлежностей и т. д. Из нее делали всевозможные кастрюли и супницы.
Среди традиционной посуды особого внимания заслуживают кувшины для воды – «гугюмы», которые широко применялись жителями горных районов, поскольку в них удобно было доставлять воду по извилистым горным тропам. Крутые линии силуэта, заостренный носик, тонкий профиль ручки подкупают непредвзятой красотой и своеобразным изяществом. Сегодня кувшин «гугюм» чаще всего можно встретить в музеях. Иногда это предметы, пережившие со своими хозяевами все тяготы изгнания в годы депортации и вернувшиеся в Крым. Тяжелые медные сосуды хранят память о прошлых веках.
Декоративно-прикладное искусство крымских татар
Раздел экспозиции декоративно-прикладного искусства состоит из вышитых полотенец, платочков, платьев, феса - головного убора, учебников об крымскотатарских вышивках.
Декоративное ткачество и вышивка – древнейшие занятия крымских татар. Ткацкий станок «токъума тезья» был практически в каждом доме, поскольку девушек с малых лет обучали работе на станке. До свадьбы она должна была успеть соткать и покрыть вышивкой до 200 м тканей, входивших в ее приданое. Сюда относились полотенца, которые, кроме привычного назначения, также развешивались на стенах комнаты невесты, платок, в который заворачивали приданое, а также Коран, который ложили в заранее вышитую сумочку.
Возрождение крымскотатарской культуры
Раздел экспозиции Возрождение крымскотатарской культуры состоит из предметов быта, кухонной утвари, одежды, книг, журналов и т.д.
Дальнейшее развитие крымскотатарского народа органично связано с возрождением его культуры. Ведь культура – это душа народа, его глубина, высота духа! Возрождение и последующее развитие культуры поможет молодому поколению постичь духовные истоки своего народа, сохранить этнокультурную память, традиции. Возрождение крымскотатарской культуры актуально не само по себе, а прежде всего в контексте выживания, развития полнокровной жизни одного из коренных народов Крыма.
Коллекция старинных монет, книг, журналов:
Этот раздел экспозиции состоит из коллекций старинных монет, купюр, книг, журналов.
Монета - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы. Монеты Крымского ханства – это исторические памятники, охватывающие значительный период времени – от основания династии Гераев в середине XV века до присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году. Эти монеты иллюстрируют не только годы, в которые правил тот или иной хан и название монетного двора, но и экономическую ситуацию в ханстве.
МБОУ «Нижнегорская средняя общеобразовательная школа № 2»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнегорская средняя общеобразовательная школа № 2» Нижнегорского района Республики Крым
О музее
Музей имеет профиль этнографический. Наш школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных материалов по истории культуры и быта крымскотатарского народа. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Рассказывая о самом музее, нужно отметить, что история его создания берет свое начало с 2002 года. Одним из инициаторов музея были Гафаров Экрем Абселямович, учителя, учащиеся, родители.
Руководитель:
Формирование у учащихся: гражданско-патриотических качеств, национального самосознания, качеств толерантной личности. Воспитание познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Овладение учащимися практических навыков поисковой, исследовательской и творческой деятельности.
Формирование у воспитанников и обучающихся знаний и умений в области традиционной культуры. Приобщение к истории быта, традициям и обычаям крымскотатарского народа. Формирование целостного мировоззрения, основ духовного, нравственного, научно-практического опыта учащихся. Повышение уровня мотивации к обучению.
Подлинные экспонаты, хранящиеся в фондах музея, имеют историко-культурную ценность и подлежат учету в установленном порядке.
Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
Школьный крымскотатарский этнографический музей является результатом поисково-собирательской деятельности учащихся, педагогов, родителей и общественности.
Количество экспонатов основного фонда 278
Количество экспонатов вспомогательного фонда 30
Тематика экспозиций:
· депортация (фотоматериалы);
· декоративно-прикладное искусство крымских татар;
· возрождение крымскотатарской культуры;
· коллекция старинных банкнот и монет, книг, журналов.
На базе музея создан кружок "Юный этнограф".
Самыми ценными экспонатами являются вышивки, ярко отражающие культурное наследие самобытности, орнамент которых показывает многослойность истории крымскотатарского народа. Искусство вышивки сохраняет богатейший опыт создания различных по характеру образов, присущих тому или иному региону.
Особенным экземпляром является кукла, сброшенная с поезда станции Сейтлер русской девочке в день депортации 18 мая 1944г.
Экспозиции:
Депортация
Этот раздел экспозиции состоит из фотоматериалов, вещей, которые смогли взять с собой и сохранить во время депортации 1944 года: кувшины, Караны, турка и др.
Известно, что в Крыму, вплоть до начала ХХ века использовалась медно-чеканная посуда. Она была разнообразной по своим формам и назначению. Широко употребляемая ремесленниками красная медь – «бакъыр» шла на изготовление кухонной утвари, предметов сервировки стола, осветительных приборов, банных принадлежностей и т. д. Из нее делали всевозможные кастрюли и супницы.
Среди традиционной посуды особого внимания заслуживают кувшины для воды – «гугюмы», которые широко применялись жителями горных районов, поскольку в них удобно было доставлять воду по извилистым горным тропам. Крутые линии силуэта, заостренный носик, тонкий профиль ручки подкупают непредвзятой красотой и своеобразным изяществом. Сегодня кувшин «гугюм» чаще всего можно встретить в музеях. Иногда это предметы, пережившие со своими хозяевами все тяготы изгнания в годы депортации и вернувшиеся в Крым. Тяжелые медные сосуды хранят память о прошлых веках.
Декоративно-прикладное искусство крымских татар
Раздел экспозиции декоративно-прикладного искусства состоит из вышитых полотенец, платочков, платьев, феса - головного убора, учебников об крымскотатарских вышивках.
Декоративное ткачество и вышивка – древнейшие занятия крымских татар. Ткацкий станок «токъума тезья» был практически в каждом доме, поскольку девушек с малых лет обучали работе на станке. До свадьбы она должна была успеть соткать и покрыть вышивкой до 200 м тканей, входивших в ее приданое. Сюда относились полотенца, которые, кроме привычного назначения, также развешивались на стенах комнаты невесты, платок, в который заворачивали приданое, а также Коран, который ложили в заранее вышитую сумочку.
Возрождение крымскотатарской культуры
Раздел экспозиции Возрождение крымскотатарской культуры состоит из предметов быта, кухонной утвари, одежды, книг, журналов и т.д.
Дальнейшее развитие крымскотатарского народа органично связано с возрождением его культуры. Ведь культура – это душа народа, его глубина, высота духа! Возрождение и последующее развитие культуры поможет молодому поколению постичь духовные истоки своего народа, сохранить этнокультурную память, традиции. Возрождение крымскотатарской культуры актуально не само по себе, а прежде всего в контексте выживания, развития полнокровной жизни одного из коренных народов Крыма.
Коллекция старинных монет, книг, журналов:
Этот раздел экспозиции состоит из коллекций старинных монет, купюр, книг, журналов.
Монета - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы. Монеты Крымского ханства – это исторические памятники, охватывающие значительный период времени – от основания династии Гераев в середине XV века до присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году. Эти монеты иллюстрируют не только годы, в которые правил тот или иной хан и название монетного двора, но и экономическую ситуацию в ханстве.